Изучая историю судоходства по уральской реке Чусовая я столкнулся с тем, что её сравнивают по условиям и возможностям транспортной артерии с рекой Мста, в европейской части России, на берегу которой я родился и вырос. Казалось, что учителя Опеченской школы - географ Евстигнеева Альбина Алексеевна и историк Шарков Борис Александрович, а также рассказы отца и деда не оставили ни каких белых пятен в истории знаменитой реки, но оказалось иначе. Я обнаружил очень интересный как с исторической так и культурной точек зрения материал.
В 1884 году, в Правительственном Вестнике, а затем, в 1884 и 1885 годах, в Московских Ведомостях, появились публикации о путешествии Великого Князя Владимира Александровича (брат императора Александра III) в г. Боровичи написанные известным в то время писателем и поэтом Случаевским Константином Константиновичем, который сопровождал светлейшую особу в поездке. Описание погружает нас в атмосферу города середины XIX века и сопровождено прекрасными гравюрами. Как пишет сам автор - в каждом издании содержание пересматривалось в зависимости от политической обстановки и значимости мелких подробностей. Поэтому мне пришлось сделать сборную статью, чтобы наиболее полно отразить описание из всех источников.
Боровичи.
Историческое о реке Мсте. Великая Княгиня Ольга. Новгородские ушкуйники. Остатки языческих обычаев. Почитание св. Параскевы - Пятницы. Свято - Духовский монастырь. Воспоминание о Суворове.
Боровичи, часть площади дом купца Соколова. (рис. Павлова).
Великий Князь, 7-го дня, в 9 час. утра, был встречен на вокзале Боровичской железной дороги уездным предводителем дворянства и городским головою. Вокзал Боровичской железной дороги находится в весьма не далёком расстоянии от р. Мсты и от самого города Боровичей. Когда наши экипажи начали спускаться, от довольно крутого спуска у Спаса Преображения, открылся вид на расцвеченный флагами город, раскинутый на другом, высоком берегу Мсты и на громадную толпу народа, собравшегося на встречу Великому Князю. Дорога, по которой Его Высочество шёл к парому, была густо усыпана зеленью и цветами. В блеске яркого утреннего солнца и при удивительной прозрачности воздуха картина пестрела всеми красками: глубокая, синевшая даль обрамляла ее богатою рамкой.
Боровичский вокзал и с\х кустарно-промышл. выставка.
На первом плане блистала быстрая Мста и, пользуясь весенним разгулом своих вод, поднимала гребни бессчётных волн, будто взглядывая вершинками их на то, что делалось на берегу. Мста в нынешнем году была чрезвычайно полноводна, благодаря обилию дождей. Открыты были шлюзы озера Пирос и река стремилась быстро, ярко, шумно. На другом берегу Великого Князя ожидали другие экипажи и еще большие толпы народа.
Церкви звонили во все колокола. Как известно, эти места, ровно 99 лет тому назад, посетила Императрица Екатерина II и затем, позже, Император Александр I, так что Его Высочество являлся третьим из лиц Царствующего Дома, здесь бывших. Прежде всего Великий Князь посетил оба собора, причём в Троицком был отслужен молебен.
Боровичи общий вид.
Город Боровичи, как уже сказано, очень красиво раскинут над рекою Мстой, которая берёт свое начало из озера Мстино и открывает себе дорогу между двух значительных возвышенностей. Там, у истока Мсты, на одной из возвышенностей стоит каменное здание, когда-то, во время процветания Вышневолоцкой системы, служившее жилищем для местных чиновников ведомства путей сообщения. Это здание было заброшено, и только недавно, благодаря вниманию Великого Князя, как Президента Императорской Академии Художеств, получило прекрасное назначение: оно уступлено Академии с целью дать возможность нашим художникам жить здесь в летнее время и работать. Это тем более важно, что река Мста одна из красивейших рек в России и представляет для художника чрезвычайно много разнообразных, живых мотивов. При том нужно заметить, что Мста живописна не только у истока, но сохраняет свою красоту почти по всему течению.
Порог Выпь на Мсте (рис. Тюменева).
Самым опасным местом на Вышневолоцкой системе являются боровичские пороги. Они начинаются от Опеченского Посада (выше Боровичей), проходят мимо города и оканчиваются у Потерпелицкой пристани, где обыкновенно исправлялись суда, потерпевшие крушение на порогах. Существовал старинный обычай в плёсе ниже Боровичей устраивать пирушку, если судно проходило благополучно; этот плес получил даже название «Винного». Сам Пётр I, неоднократно бывавший в этих местах, миновав боровичские пороги, приказывал подавать себе рюмку любимой своей анисовки .
Опеченский Посад (рис. В. Павлова).
Между Опеченским Посадом и Потерпелицкой пристанью находятся 35 порогов и 11 островов, не покрывающихся водою. Наиболее опасными порогами считаются: «Выпь», «Вяз», «Лестница», «Печник», «Гвёрстка», «Бели», «Глинка», «Ёгла» (близ деревни Ёглa, в 9-ти верстах от Боровичей) и «Витцы». В полую воду, когда уровень Мсты искусственно поднимается спуском воды из озёр, лежащих выше по её течению, барки на порогах мчатся, пробегая 36-ти вёрстное расстояние почти в один час времени. Мста не глубока, особенно на порогах, и даже полую воду, когда вода на порогах кипит, как в котле, глубина её местами не превышает аршина. Поэтому наибольшая осадка судна всегда определятся в 14 вершков.
Полагают, что Опеченский Рядок существовал еще в XVI веке. В 1820 году Опеченский Рядок, как один из важнейших пунктов на Вышневолоцкой системе, сделан посадом и в нем учреждена ратуша. Посад имеет благоустроенный вид; в середине находится церковь во имя Успенья Божией Матери; устроена каменная набережная, усаженная деревьями. На самом видном месте на соборе (против набережной) находится изображение св. Николая, спасающего человека от потопления.
Так вот она, эта река Мста, древняя путина собирания даней Великою Княгиней Ольгою по погостам, ею учреждённым. Это было в X веке. В этих погостах, многие имена и места которых утеряны, великокняжеские ладьи нагружались собранными в дань произведениями и шли обратно к княжескому двору в Великий-Новгород.
Также Мста, только позже, служила одним из путей для новгородских ушкуйников, которые ходили на север в Норвегию, а на юг добирались даже до Астрахани, грабя и разбойничая по пути. Ушкуй — финское название косной лодки. Ездившие на ней назывались ушкуйниками. Новгородская вольница спускалась по Мологе, в Волгу, чтобы, пользуясь быстротой хода на них под парусами и на вёслах, нападать на суда, медленно тянувшиеся, и грабить их. В случае неудачи нападения можно было легко уйти. Дерзость ушкуйников в XIV веке доходила до того, что при Донском они взяли города Ярославль и Кострому наездом с Волги. В 1340 году сожгли они Устюжну и разорили Белозерскую область. Новгородцы умывали руки в разбойничествах этих шаек, говоря, что они им позволения на грабежи не давали. Многие из князей ополчались на ушкуйников открытою силою, причём иногда даже терпели неудачу.
Нет сомнения в том, говорит местный исследователь, что Боровичи и их окрестности издавна были, так сказать, местом встречи московского и новгородского влияний. До сих пор к западу и югу от Боровичей преобладает наречие, близкое к московскому, к северу — новгородское. До каких именно мест поднимались по Мсте Ольгины ладьи—сказать трудно, но что Боровичи представляют собою очень древний погост, в этом нет никакого сомнения.
Существует легенда на счёт имени Боровичей: был в древности богатый князь и имел он усадьбу близ села Сушеней и подле, на горе, скотный двор, на другой горе — овечий бор; отсюда и т. д. Но в Боровичах этой легенды не признают и толкуют с большим, конечно, вероятием, что имя города идёт от великого боровища, когда-то окружавшего погост, ставший городом.
Из исторических и письменных памятников известно, что на месте этого города в древности существовали погосты Борисоглебский и Спасский; в царствование Алексея Михайловича в первом погосте был таможенный двор и сосредоточены земские учреждения для окрестных мест.
Пётр Великий, для поощрения жителей занятием лоцманским делом, освободил их от податей. В 1772 Екатерина II в доме построенном Гутуевым, подписала указ о наименовании Боровичей городом (24 июня). В память этого события учреждён ежегодный крестный ход. В 1772 году Екатерина прибыла в Боровичи на лодках и высадилась на против нынешней кладбищенской церкви; в память этого события был поставлен крест, а потом сооружена Крестовоздвиженская часовня, куда ежегодно 14 сентября бывает крестный ход из Кладбищенской церкви. Площадь перед бывшим Гутуевским домом («дворцомъ») называется Екатерининскою.
Древнее место — древние и обычаи; остатки языческих обрядов нашли возможность удержаться тут и по сегодня. По пятницам, с девятой недели по Пасхе и до половины июля к местным часовням приводят коней на окропление святою водою, бросают в колодцы деньги, как бросали при святом благоверном Князе Константине Святославиче Муромском: «….очные ради немощи в кладезях умывающиеся и сребренницы в нём повергающие». Святочные глумления и воспевание коляды 24-го декабря, купанья 23-го июля, кувырканье при первом ударе весенней грозы, напоминающее поклонение Перуну, все это имеет здесь место и продолжает жить самою безыскусственною жизнью. Но эти остатки языческих поверий нисколько не мешают безусловному значению христианской святыни.
В Боровичах и окрестностях, далеко кругом, преобладает в народа почитание Параскевы-Пятницы. В самих Боровичах есть церковь её имени; в двадцати верстах часовня Пятницы в головах; при церкви Никольского погоста во все пятницы, от девятой по Пасхе до Ильинской, бывает великое стечение народа. Все эти дни считаются в Боровичах народными праздниками.
Наша церковь, как известно, говорит один из исследователей, празднует Параскеву 28-го октября, но почему только в некоторых местах России посвящены ей особые дни, почему именно пятницы в мае, июне и июле и почему в чествование особенно усердны женщины, это остается неразгаданным и должно иметь свою связь с язычеством. Были вероятно какие-либо языческие ликования, а может быть и бесчинства со стороны женщин. В Четьи-Минеяхъ о св. Владимире говорится, что «…мужья ликовали дома, а жены въ поляхъ»; Карамзин определяет время празднования Ладо между. 25-м мая и 25-м июня, т. е. именно в те сроки, которые соответствуют боровичскому почитанию пятницы.
При окончательном утверждены христианства Параскева вытеснила празднование Ладо, но в боровичских песнях это языческое имя встречается часто. Тот-же мотив слышится и в народной пословице: «Пятница-Прасковея, пошли жениха поскорее». В одной из песен поется:
Ох, вы Ждани мои.
Вы Сушани мои;
А ты, Волгино село,
Ты пристанище мое.
К северу от Боровичей и по сегодня существуют три селения, о которых в этой песне говорится. Толкуют, будто на Жданях бес сражался некогда с Георгием Победоносцем, именно там, где последнему на берегу Мсты поставлена часовня; Георгий победил дьявола, иссушил его (Сушени), и он, насушенный, переселился в Волгино. Объяснение словам песни может быть дано такое, что языческий идол, стоявший на холме у Жданей, после свержения, был подхвачен водой и занесён вниз в село Волгино. Известно, что, четыре года спустя после крещения Владимирова, послан был в эти места Иоаким, и он «…требища разори и Перуна посече».
Но как же архи-древни должны быть эти скромные три села, до сих пор существующие! На пространстве более двадцати вёрст около Боровичей находится до двадцати чрезвычайно древних погостов с храмами. Вообще можно сказать, что этот скромный, маленький уголок обширной России представляет неисчерпаемый материал для любителей и исследователей родной старины.
Боровичи Святодухов монастырь (рис. Павлова).
Главная святыня Боровичей — Святодухов монастырь, основан, как полагают, около 1327 года. Этот монастырь был много раз «сженъ, воеванъ отъ немецкихъ людей и отъ русскихъ воровъ». Он получает от казны ежегодно 85 р. 71 к. «милостынной дачи». К Святодуховскому монастырю на Пасху 1452 года приплыли на льдинах мощи св. Iакова, в 1657 году их перевезли в Иверскую обитель, где они и почивают. Изображение св. юноши на иконах резко выделяется в ряду других, представляющих, большею частью, бородатых старцев, ветхих днями и испещрённых морщинами.
Между остальными древними памятниками в Боровичах весьма замечательна еще церковь Параскевы-Пятницы, неизвестно кем, когда и по какому случаю построенная. К числу исторических достопримечательностей города необходимо отнести также дом, занимаемый духовным училищем. Когда Императрица Екатерина II возвращалась из низовых губерний, купец Гутуев в два месяца построил для неё роскошный дворец. Впоследствии Гутуев, взяв откуп, содержал в этом доме свою контору; затем он лишился откупа, дворец опустел, разрушился, и только позже, признанный выморочным имуществом, был отдан под духовное училище.
Вместе с воспоминаем об Императрице Екатерине Великой в Боровичах живёт память о другом историческом лице — Суворове. Недалеко отсюда, к северо-востоку, находится знаменитое село Кончанское, в которое удалился Суворов по кончине Императрицы, Тут читал и пел он на клиросе, думал о своих прежних походах и тут-же зорко следил за успехами Бонапарта. Отсюда-же в 1799 году был он вызван Императором Павлом I, чтобы еще раз блеснуть светом своего гения у Чертова моста и за Альпами. В родовом селе Суворова, Кончанском, два суворовских дома: один зимний в самом селе, а другой летний в 1 1/2 верстах, в месте, называемом «Дубихою»; последний дом построен при озере; в роще, и к нему с большой дороги ведёт дубовая аллея. В настоящее время оба дома в страшном запустении; окна выбиты, мебель поломана, на полу валяется безносый алебастровый бюст Суворова. В сельской церкви села Кончанского, построенной Суворовым, в особой витрине хранятся иностранные ордена Суворова, султан с его шляпы и книга «Апостолъ» (в кожаном переплёте) по которой он читал во время обедни.
Великий Князь остановился в доме купца Соколова. Здесь были представлены Его Высочеству чины местной администрации всех ведомств. В высшей степени ласково и приветливо приняв каждого из представлявшихся, Его Высочество направился в управление уездного воинского начальника. Поздоровавшись с людьми и заняв место за столом маленькой комнаты, чуть не в две квадратных сажени, Великий Князь потребовал призывные листы запасных; затем Его Высочество приказал воинскому начальнику представить поденный расчёт времени прибытия призывных с минуты мобилизации и ознакомить его со всеми местными условиями, влияющими на быстроту исполнения этого чрезвычайно важного дела. Заметив некоторые упущения при составлении маршрутов, а также и недостаточность мер к обеспечению действий сборного пункта, и указав затем на необходимость составления обязательных для воинского начальника статистических данных, Его Высочество за состояние общего порядка выразил свое удовольствие.
Князь Владимир Александрович
Посетив вслед за тем Святодуховский монастырь и поклонившись святыне. Его Высочество направился в местный острог и земскую больницу. Оба эти учреждения были найдены в образцовом порядке. К приезду Его Высочества в Боровичах была устроена в помещении клуба выставка различных местных произведений, главным образом из знаменитой боровичской огнеупорной глины; здесь-же были собраны образчики производства местных заводов — фосфорного и сухой перегонки дерева. Железный колчедан собирается вдоль Мсты в летние месяцы, когда она сильно мелеет. Это одно из любимых занятий ребятишек, но и взрослые не брезгают им; для живописца картинка искателей колчедана по крутым извивам Мсты, дала-бы много хорошеньких мотивов.
В послеобеденное время Великий Князь отбыл по тракту на Устюжну. При выезде из города, Его Высочество остановился у казарм отдельного 87-го запасного батальона и в подробности осмотрел помещение и хозяйственные учреждения. При осмотре людей, которые еще ранее видели Великого Князя, находясь в почётном карауле выставленному к дому Соколова, Его Высочество нашёл их внешний вид и строевую выправку в отличном состоянии. Оставшись вполне довольным и казарменною обстановкой кадра, Великий Князь, интересуясь состоянием нравственности и успехами грамотности между солдатами и признавая эти два отдела в местных войсках наиболее существенными, пожелал иметь цифровые данные как о наложенных за последние три года дисциплинарных и по суду, взысканиях, так и о движении грамотности среди новобранцев. Ободрив людей милостивым словом и поблагодарив начальство за порядок, Его Высочество продолжал путь на Устюжну.
Далеко за город провожали Великого Князя толпы народа; все деревни, лежавшие на пути, были украшены флагами, и везде была выставлена хлеб-соль и звонили в колокола. По пути встречались усадьбы; миновали Боровское озеро, из которого от поры до времени неизвестно куда уходит будто - бы щука; миновали довольно высокую Чувашову гору.
Сделав 78 вёрст грунтовою дорогою, Великий Князь прибыль на ночлег в усадьбу барона Стромберга, расположенную на берегу тридцативёрстного озера Меглино. Усадьба очень красива; она каменная, в итальянском стиле с башнями и верандами, с зимним садом; вся она потонула в роскошной зелени тенистого парка. Вечер был совершенно ясен, но довольно свеж. Множество соловьёв щелкало над спавшими прудами по парку, и пение их слышалось и сквозь затворённые окна дома, в глубокой тишине медленно опускавшейся светлой, короткой июньской ночи.
Усадьба барона Стронберга.
Автор записок Случаевский К.К.
А. Минин. июнь 2019 г.