Изучение назначения и истории недостроенной в XIX веке Черновской канавы в бассейне р. Сысерть вывело меня на скудную информацию о том, что примерно в то же время рассматривался вопрос о возможности устройства судоходства между реками Чусовая и Исеть. В некоторых источниках встретились упоминания о создании двух проектов в районе реки Сысерть и реки Решетка из которых предпочтение было отдано Решетке, где сейчас и имеется канал. Детальные поиски материалов и изучение истории Сысертского горнозаводского округа в конце концов увенчалось успехом. Стали известны исторические подробности событий исполнение которых могло сделать г. Сысерть крупным транспортным узлом Урала.
В 1815 году между реками Чусовой и Решёткой, впадающей в реку Исеть, управляющий Яковлевскими заводами купец Григорий Федотович Зотов начал самостоятельно не согласовывая с местным начальством копать канал для подачи воды в пруд Верх-Исетского завода и прокопал его на две версты, шириною в сажень. Начальство, понаблюдав за работами управляющего донесло о самочинстве в Департамент водных коммуникаций, обосновав своё беспокойство нанесением вреда судоходству по реке Чусовой. По которой, как известно, регулярно отправлялись караваны с уральским чугуном и железом, а также другими восточными товарами.
Для расследования начатого канала в 1816 г. департамент командировал инженер-поручика Гермеса. Который, после изучения строительства и, видимо, очень близкого общения с Зотовым, представил начальству канал как важнейший узел для транспортного сообщения всей России. Он сообщил, что соединение может быть полезно как для судоходства по реке Чусовой так и для работы екатеринбургских казённых заводов.
Назначение канала состоит в поднятии горизонта воды в реке Чусовой (посредством плотины с шлюзом ) до высоты, с которой вода каналом будет переливаться в реку Решётку, а по ней в Верхне-Исетский пруд. Возведением плотины на Чусовой образуется значительный пруд, который может служить во время засухи для питания реки Исеть и помогать сплаву караванов по Чусовой, которая иногда бывает мелководна. Завершение строительства канала на реке Решётка получит возможность с вершин реки Чусовой сплавлять в Екатеринбург строевой лес, дрова, уголь и сено. Проведением чусовских вод в Исетские, возможно снабжать этими водами реку Пышму и таким образом дать средства обрабатывать на местах руды всех близ лежащих рудников, содержащих золото и серебро, без перевозки их на отдаленные заводы.
Вблизи места, где предполагается плотина, вниз по Чусовой ни каких селений не существуют, а ближайшие находятся в 15 верстах и при том ниже плотины Ревдинского завода, в безопасном месте от подтопления. От разлива же воды будут затопляться одни только покосы, принадлежащие Ревдинскому заводу. В этом случае, во избежание не удовольствий, Зотов обязывался купить земли в пользу Верхне-Исетского завода.
Управляющий III округом путей сообщения, генерал-майор Ивашев, к донесению поручика Гермеса присовокупил, что построение канала между Исетью и Чусовою может быть допущено, если Зотов согласится на построение двух шлюзов: одного на Чусовой и другого на канале.
Местность где проектировался канал Чусовая-Решётка.
В октябре 1816 года совет путей сообщения, рассмотрев эти донесения, признал необходимым для полного обсуждения дела иметь генеральную карту рек: Чусовой, Исеть, Решётка и чертёж шлюза, какой Зотов полагает устроить. Между тем совет находил, что допущение устройства начатого канала может представиться неудобным по следующим причинам:
1) Вода Чусовой, поднятая на 10 футов, будет удержана на значительном пространстве земляною дамбою, которая даже при хорошей постройке и тщательном надзоре может легко быть прорвана и тогда затопятся не только сенокосные и пахотные угодья, но и люди, работающие или проезжающие ниже дамбы.
2) Запружение или преграждение судоходных рек, какова Чусовая, вообще противно общим законам.
3) От устроения прокопа и запруды необходимо последует обмеление Чусовой ниже дамбы. Основываясь на мнении совета, инженер-генерал Деволант предписал управлявшему III округом путей сообщения остановить копку канала, предположенного Зотовым.
Через шесть лет столичное руководство вновь вернулось к вопросу строительства канала. В 1832 году генерал-майор Паренсов Дмитрий Тихонович (начальник выдела корабельных лесов) представил уже в военное министерство проект канала для соединения Чусовой и Решётки, найденный им у одного из управляющих частными заводами. Паренсов объяснил, что в Исеть впадает Решётка, образующаяся из соединения трёх меньших притоков: Северной, Большой и Малой Решёток. Одну из них можно соединить с Чусовою посредством канала в 6 или 7 вёрст длины, оканчивающегося на соединяемой реке в 5 верстах ниже Ревды. Пространство между ними есть болотная лесная страна с малыми возвышениями и в этом месте горизонт Чусовой лежит на 71 фут выше Решётки.
Представление г. Паренсова по высочайшему повелению передано было на рассмотрение в Совет путей сообщения. Тогда старший член того же совета генерал-лейтенант Горголи довёл до высочайшего лица (Николай I) сведения почему были в 1816 году остановлены работы, начатые уже по этому проекту, и вместе с тем донёс, что в то время не было подробных сведений о реках Исеть и Решётка, но что быть может надлежащее исследование местности этих рек откроет средство для устройства сообщения между Волгой и Иртышем.
27 января 1833 года последовало высочайшее повеление произвести дальнейшие изыскания и подробнейше исследовать местность, на которой предполагалось соединение рек Исеть с Чусовой. Изучение местности между названными реками поручено было подполковнику Термину, в данной ему инструкции указано, что:
«……..1) Средняя и северная части уральского хребта имеют весьма мало сходства с другими хребтами, как например Альпийскими, Пиренейскими и даже Апеннинскими. Вместо того, чтобы представлять ряды гор, постепенно понижающихся и происходящих от среднего, наиболее возвышенного кряжа, уральские горы изображают почти единственный хребет, несколько осевший на средине. От этого на средине Уральского хребта встречаются болотистые долины и множество озёр, которые по всей вероятности могут весьма способствовать учреждению судоходного пути с раздельным пунктом.
2) Покатость Уральского хребта со стороны Европы довольно крута, со стороны же Сибири она делается гораздо положе, как о том свидетельствуют знаменитые естествоиспытатели Паллас, Гмелин и другие путешественники, посетившие эту часть России.
3) Многие реки, выходящие из Уральского хребта, оказались судоходными или по крайней мере сплавными почти от самых своих истоков: Уфа, Белая, Чусовая, и проч. Со стороны же Сибири судоходство и даже сплав по рекам, выходящим из уральских гор, встречает гораздо более затруднений, хотя горы эти к стороне Сибири отложе; а по тому надлежало бы ожидать противного, т.е. более удобства к судоходству, нежели со стороны Европы. Это подаёт повод к заключению, что при тщательнейшем исследовании местностей откроется вероятно возможность учредить удобный судоходный путь
4) Река Чусовая во многих отношениях представляет разительное сходство с рекою Мcтой и по тому учреждение по ней взводного судоходства, по всей вероятности, потребовало бы весьма значительных издержек. Впрочем для решительного заключения следует произвести подробные исследования, ибо сведения о реке Чусовой нельзя еще считать совершенно удовлетворительными.»
В начале 1834 года подполковник Термин представил предварительные сведения о выгодах открытия водного сообщения между бассейнами рек Оби и Волги, в которых изложил доводы свои следующим образом:
«… по предварительным соображениям предполагаемое водяное сообщение должно удовлетворить следующим условиям:
1) судоходный путь должен находиться сколько возможно ближе к центру горных заводов, т.е. к Екатеринбургу.
2) Реки, входящие в состав этого пути, должны быть естественно судоходны или же требовать только малых усилий к обращению их в судоходные.
3) Точка раздела этого соединения должна иметь удобное положение для скопления достаточного количества воды, необходимой к поддержанию судоходства.
4) Это сообщение не только не должно уменьшить количество вод, необходимых для полного беспрерывного действия заводов, но даже если возможно их увеличить.»
Подполковник Термин заключал, что проект купца Зотова о соединении Исети с Чусовою посредством речки Решётки (подавшей повод к настоящим изысканиям) удовлетворяет только первому и отчасти последнему из этих условий.
а) Из всех рек, имеющих начало в Уральских горах, только Чусовая, Уфа и Белая могут войти в судоходную систему по значительности своей.
б) Чусовая в верхней своей части имеет столь сильное падение (в иных местах более 1\900 и редко менее), что число шлюзов для взводного судоходства должно быть весьма велико.
в) Белая по быстроте своей и мелководью (начиная от истока своего и почти до города Уфы) также не способна для судоходства и при том весьма удалена от Екатеринбурга.
г) Река Уфа имеет перед первыми преимущество в том, что глубины её ровные, течение медленнее и за исключением небольшого порога, не вредящего судоходству во время полноводия, судоходна почти везде во всякое время лета и осени.
ж) Уфалей, впадающий в Уфу, также судоходен от самого Уфалейского завода, находящегося в недальнем расстоянии от его вершины.
к) Сысерть впадает в Исеть в таком месте, где минуются все заводы, находящиеся на этой последней, и при том не образует ни одного порога.
л) Хотя эти реки не глубоки, но как ширина их не весьма значительна и берега вообще довольно высоки, то легко можно исправить недостатки, замедляющее или останавливающие по ним судоходство.
м) Все пространство между Чусовою и системою сысертских вод представляет почти горизонтальную поверхность, покрытую озерами, болотами и многими речками, посредством которых представляется пять различных систем для соединения Сысерти с Чусовою:
1) Устроить канал между Слюдинкою и Малым озером, дающим начало речке, впадающей в Северную Сысерть.
2) Соединить каналом речку Мочаловку с одною из речек, впадающих в Чусовую.
3) Соединить каналом Малое Сысертское озеро с Чусовою или одною из рек, в нее текущих.
4) Полдневую Сысерть соединить двумя каналами с Чусовою или впадающею в нее речкою.
5) Провести сообщение чрез озеро Иткуль посредством каналов.
Для соединения Уфалея с Чусовою представляются также два способа: или посредством речки Аузака или речки Картая.
Предварительные сведения были рассмотрены в главном управлении путей и после того подполковнику Термину было поручено произвести изыскания и представить генеральный проект, а также подробные сведения, на основании которых можно разрешить вопрос о возможности исполнения предприятия и указать посредством какого именно пути удобнее и выгоднее соединить бассейны рек Волги и Иртыша.
В 1839 году г. Термин составил общий проект соединения бассейнов Волги и Иртыша посредством соединительного канала между Чусовой, впадающей в Каму (в приток Волги), и Сысертью, которая впадает в Исеть, текущую в Тобол (в приток Иртыша). Линию этого соединения г. Термин предпочёл другим предположениями для устройства сообщения между бассейнами Волги и Иртыша по следующим причинам:
Местность где проектировался канал Чусовая-Сысерть.
Река Чусовая вытекает из трёх озёр, называемых Чусовскими или Полдневскими, лежащих на европейском скате Урала, в 70 верстах на юго-запад от Екатеринбурга, на протяжении более 100 вёрст она течет к северу параллельно лини раздела вод.
Чусовая от начала своего почти до устья впадающей в нее реки Сылвы течёт по узкой долине между высоких берегов из твёрдых пород, образующими в многих местах вертикальные скалы и по тому не имеет широкого разлива во время половодья. Воды её только подтопляют некоторые прибрежные луга и то на небольшом расстоянии. На этом протяжении ширина реки Чусовой постепенно увеличивается от 10 до 100 сажень, исключая места, называемые Комасинские плесы, где горы удаляются от берегов и где на протяжении около 30 вёрст река образует длинное озеро с островами и мелями.
Падение реки Чусовой вообще менее 1\2000 и этот предел она превышает только в местах, где находятся переборы, которые чувствительны во время маловодья. В летнее сухое время Чусовая вообще маловодна, но во время дождей и особенно в весеннее полноводье (не редко даже в верхней части этой реки) вода поднимается на одну сажень и более выше обыкновенного горизонта.
Все реки, впадающие в Чусовую, имеют общее свойство горных потоков - вода в них быстро прибывает. Так и в Чусовой вода быстро поднимается, но не имея места для широкого разлива течёт валом с большою скоростью, которая в особенности увеличивается в крутых поворотах реки. По этому сплав товаров производится только в весеннее половодье и иногда летом после продолжительных дождей. Это же свойство Чусовой указывает на средство улучшения судоходства с помощью искусственного задержания части воды, прибывающей весною или в дождливую погоду, для того, чтобы пропускать ее в реку по мере надобности.
Река Исеть выходит из озера Исетского, лежащего в 20 верстах на северо-запад от Екатеринбурга, она течет сначала к югу параллельно линии раздела вод, потом удаляется к востоку. Долина, по которой протекает рака Исеть, не так тесна, как долина реки Чусовой; образующие ее горы не так высоки и не так круты, но состоят тоже из твёрдых пород. В верхней части своей Исеть запружена в трёх местах заводскими плотинами, а именно: в Екатеринбурге для монетного двора, гранильной фабрики и толчеи, в Верхнеисетске для железного завода Яковлева и в казённом Нижнеисетском железном заводе.
Кроме трёх главных плотин на Исети много других, устроенных для действия небольших мукомольных мельниц, большей частью эти малые плотины разбираются на зиму. Исеть в верхней части своей имеет падение крутое, однако в весеннее полноводье или во время дождей вода в верхней её части немного превышает обыкновенный горизонт, вероятно по тому, что она задерживается заводскими плотинами. Падение реки Исеть уменьшается по мере удаления от линии раздела вод, так что ниже устья впадающей в нее реки Синары нет уже более препятствий к судоходству, кроме отмелей, происходящих от наносов, которые не трудно освободить в фарватере.
На правом берегу реки Чусовой, в 40 верстах от Чусовских озёр, прилегающие горы склоняются и образуют обильную водами долину, которая начинается почти от берега реки Чусовой и продолжается до самой Исети. В верхней части этой долины находится верхнее Гольянское озеро, окруженное болотами, воды которых стекают с одной стороны в Чусовую, а с другой образуют маленькую речку Мочаловку, впадающую в Сысерть. Сначала она течет между горами, а далее образует так называемое Терсутское болото. Здесь долина делается шире и принимает воды речки Северной Сысерти, вытекающей также из гор, окружающих долину. Ниже эта речка соединяется с Полдневой Сысертью и составляют реку Сысерть, которая течет в довольно узкой долине на протяжение около 50 вёрст и впадает в Исеть. Эта долина, по изобилию вод своих, оказалась самою удобною для предполагаемого сообщения и в следствие того избрана следующая линия:
1) река Чусовая, на протяжении более 650 вёрст, составляет ветвь предполагаемого сообщения со стороны европейской России. Средства к её улучшению состоят:
а) в построении упругих заплывей во всех крутых поворотах реки;
б) в очищении реки от наносов, образующихся близь устьев впадающих в нее речек;
в) в образовании в верхней части Чусовой (близ деревни Косой брод) водохранилища, из которого, по мере надобности, выпускать воду в реку Чусовую. Это же водохранилище будет раздельною точкою всей системы предполагаемого соединения, а по тому в этом месте на реке Чусовой предполагается устроить три камерных шлюза с шандорными плотинами и небольшой канал с камерным шлюзом, для хода судов из Чусовой в водохранилище.
2) от водохранилища, составляющего раздельный пункт, предполагается провести канал через Гольянское озеро до речки Мачаловки.
3) речка Мочаловка, Терсутское болото, Сысерть, Сысертский пруд, нижняя часть Сысерти до Исети и наконец Исеть составляет азиатскую ветвь предполагаемого сообщения.
Все издержки для исполнения этого проекта составили бы до 30.795000 рублей ассигнациями. В июле 1839 года комиссия проектов и смет сравнивала проект г. Термина с предложением купца Зотова и нашла:
По проекту подполковника Термина.
1) Река Чусовая преграждена в 50 верстах выше того места, где г. Зотов полагал учредить раздельный пункт и следовательно все количество воды, протекающее на этом 50 вёрстном расстоянии, не входит в состав раздельного пункта.
2) Соединительный канал между Чусовою и Мачаловкой должен пересекать возвышенность на глубину до 16 сажень (на 8 верстах длины) и пролегать, как можно судить по объяснениям г. Термина, в каменистом грунте.
3) Масса воды, которою пользуется автор проекта, по его исчислению достаточна для пропуска ежедневно только двух судов по азиатской ветви системы.
4) Предполагаемый им судоходный путь 35 или 40 верстами длиннее того, который предложен Зотовым.
Единственная выгода проекта г. Термина заключаются в том, что
а) река Чусовая будет приведена в судоходное положение на 50 вёрст далее; следовательно все селения и заводы, находящееся на этом протяжении, будут пользоваться судоходством, которого они должны лишиться, если раздельный пункт будет устроен ниже, как полагает г. Зотов.
б) следуя направлению реки Мачаловки и Сысерти, не нужно устраивать обводный канал около озёр и прудов, по которым предложен судовой путь, чего по мнению г. Термина сделать нельзя в реке Решётке и верховьях Исети, а должно будет или прорывать каменистые берега реки для устроения боковых каналов, или же насыпать дамбы по низменным долинам рек для помещения между ними канала.
По проекту купца Зотова.
1) Судоходный путь, как сказано выше, 35 или 40 верстами короче.
2) Берега Чусовой в том месте, где река Решётка наиболее с нею сближается, так низки, что достаточно (ссылаясь на показания г. Термина и основываясь на нивелировке поручика Гермеса, сделанной еще в 1816 году) поднять воду в первой из этих рек на 4 сажени и тем залить все прилегающие места и даже перелить эти воды по реке Решётке, т.е. в азиатскую отрасль водяной системы.
3) Продольное падение Чусовой от Косого брода до реки Решётки простирается до 70 футов; это доказывает, что раздельный пункт по проекту Зотова будет тоже 70 футами ниже предполагаемого г. Термином, а по тому и потребуется по азиатской отрасли канала семью, а по Чусовой тремя шлюзами менее, чем по проекту последнего.
4.) Судоходный путь будет пролегать через места населенные и через самый центр промышленности, как например через Верхнеисетский железный завод, Екатеринбург и множество других заводов и деревень.
Невыгоды проекта Зотова заключаются в том только, что:
а) в Чусовой, в месте её сближения с рекой Решёткой, по причине низменности прилегающих мест, нельзя поднять воду на 4 сажени без того, чтобы не затопить обширного пространства лугов и множества деревень, которые по тому пришлось бы переводить на другие места.
Эти же неудобства, по мнению г. Термина, повторятся в Верхнеисетском заводе, в Екатеринбурге и других местах.
в) Учреждение искусственного судоходства через заводские пруды может быть неудобно для судоходства, для заводского производства, при изобилии и при недостатке воды.
Комиссия проектов и смет, не находя при проекте подполковника Термина поперечных профилей через долины рек в тех местах, где предположены водохранилища, не могла определить поверхностей разлива вод, а потому и убыли вод от испарений и фильтрации.
Сверх того, так как г. Термин основывал возможность проекта на количестве вод, протекающих только в меженное время, то комиссия вообще полагала, в случае утверждения этого предварительного проекта, приступить к составлению детального проекта по направлению г. Термина, с подробным исчислением массы вод в различных местах этой системы, с показанием поперечных профилей, выемки и насыпи, исследованного грунта и т. д. Таковой же проект комиссия считала необходимым и по другим направлениям и в особенности по проекту Зотова который по большому изобилию вод, меньшему числу шлюзов, меньшей длине и глубине соединительного канала и всего водяного сообщения заслуживает подробного исследования. Так как новые изыскания потребовали бы занятия многих инженеров в течении нескольких лет, то главноуправляющий путями сообщения, граф Толь, приказал комиссии проектов и смет прежде всего обсудить пользу этого сообщения.
Комиссия мнение свое изложила так.
По сметам г. Термина потребно 30.795000 рублей, но как в них не показаны все подробности, зависящие от местных обстоятельств то вероятно эта сумма должна еще значительно увеличиться.
1) Количество товаров, перевозимых из Сибири в европейскую Россию и обратно, не простирается свыше 17,5 миллиона рублей и при том не все товары могут пользоваться водяным сообщением, по тому что по роду местной торговли они должны доставляться к срокам на ярмарки: Кяхтинскую, Ирбитскую и Нижегородскую.
В подобных обстоятельствах промышленники по необходимости предпочтут сухопутную перевозку продолжительному водяному пути, а по тому должно заключить, что огромный капитал на учреждение судоходства между Чусовою и Исетью, равно как и издержки на его содержание не будут соответствовать ожидаемой пользе.
2) Предполагая, что издержки на устройство этого сообщения не будут соответствовать ожидаемой пользе, то и дальнейшие изыскания по этому предмету следует отложить до времени, когда промышленность сибирского края усилится и укажет надобность в этом сообщении. В настоящее же время полезно для расширения торговли того края ограничиться улучшением там сухопутных сообщений между известными пристанями и принятием надлежащих мер для усиления речного судоходства.
С мнением комиссии, подтверждённой советом путей сообщения, граф Толь согласился, но счёл нужным передать все сведения по этому вопросу на соображение министра финансов, который отозвался, что он совершенно согласен с заключением комиссии проектов и смет и совета путей сообщения.
В апреле месяце 1840 года вопрос об учреждение судоходства между Чусовою и Исетью поступил в комитет министров. По этому случаю граф Толь донёс, что для улучшения речного судоходства в Сибири он предложил министру внутренних дел ввести на сибирских реках в употребление улучшенные суда и доставил описание их.
С этою же целю он сообщил свои предположения об открытии свободного судоходства по реке Ниц, которая даёт возможность водворить постоянный сплав между городом и торговыми пристанями реки Оби.
Кроме того он известил, что улучшение сухопутных сообщений в Сибири между известными пристанями будет зависеть от соображений министерства внутренних дел и местного начальства.
Но под этим улучшением сухопутных сообщений не должно подразумеваться устройства там искусственных шоссе по тому, что значительное протяжение сибирских дорог, в настоящем положении тамошнего края, может требовать только выбор для их удобнейших направлений, в отношении населенности и проходимости мест и к содержание в исправности мостов и переправ через реки.
Комитет министров, соглашаясь с мнениями графов Канкрина и Толя, что исчисленные издержки на учреждение предполагаемая судоходства между Чусовою и Исетью не могут соответствовать ожидаемой пользе, положил: устройство этого сообщения отложить до более благоприятного времени.
Таковое положение комитета удостоилось 21 июня 1842 года высочайшего утверждения.
В завершение хочется заметить, что в Решетах канал всё-таки был построен (и не один) только через сто лет с хвостиком и назначение его - для обеспечения питьевого водоснабжения Екатеринбурга.
В связи с этим мы можем наблюдать как в течение одного века изменились ресурсы природы. Если наши предки проектировали переброску вод для технических целей, то сейчас она используется только для питья и рекреации и не может удовлетворить все потребности агломерации. Верхнее Гольянское озеро в настоящее время заросло, осталась лишь маленькая линза чистой воды не превышающая 30 метров.
Алексей Минин
июнь 2019 г.
*В публикации использованы материалы «Предположение об устройстве водяного сообщения между бассейнами рек Волги и Иртыша» из дел архива Главного управления путей сообщения и публичных изданий
1815 года № 173, 1832 г.№3, 1835 г. №12, 1837 г. №20, 1838 г.№34.