(г.Сысерть - кордон Плита - Хрустальный пруд - урочище Храпы - урочище Орлы - ст. Полдневая - г. Карабайка- оз. Иткуль)
В настоящее время свободный проход по данному маршруту ограничен на территории природного парка "Бажовские места.
Августовским утром, свернув с асфальтовой дороги, идущей из г. Сысерть в п. Верхняя Сысерть возле Второй (Дальней) речки я начал путешествие по старой Иткульской дороге. В сказе Бажов своё путешествие начал от станции Полдневая, поэтому моя задача была кратчайшим путём проехать старыми дорогами на станцию. Не успев привыкнуть к сырой дороге и окружающему лесному пейзажу, моё созерцание красот отвлекло первое незначительное препятствие - брод на реке Глубокая. Судя по следам на дороге, брод пользуется в настоящее время хоть и не значительной, но популярностью. Отчётливо была видна постоянная конная тропа и следы редких квадроциклов. Форсирование брода, не смотря на высокий уровень воды после двухнедельных непрерывных дождей, труда не составило. Дно брода, занесённое плотным речным песком, говорило о том, что большегрузная техника по нему давно не ходила, по видимому в Бажовские времена он выглядел примерно также как сегодня.
После брода по правую руку дорога вела мимо старого заводского рудника, который порос вековым лесом. С левой стороны на некотором расстоянии от дороги весь лес покрыт старинными закопушами – по всей видимости, это следы работы золотодобытчиков. Дальнейший путь до перекрёстка с дорогой ведущей из п. Верхняя Сысерть был однообразен видно, что дорога используется очень редко и интенсивно зарастает.
После пересечения с просекой канализационного коллектора дорога изменилась, количество проезжавшего тут транспорта визуальному подсчёту не поддаётся, повсеместно виднелись следы различных внедорожников. Обилие ям и объездов говорило о том, что дорога востребована, и не удивительно это единственный короткий проезд до кордона Плита и рыбаков на Хрустальный пруд.
Лесной кордон Плита встретил умиротворением и тишиной, лишь хозяйка подметающая крыльцо подтверждала, что люди тут присутствуют. На окраине кордона я остановился на развилке дорог. Левая (Иткульская) дорога вела к озеру Иткуль, но мой путь сейчас был на станцию Полдневая и я повернул направо, предполагая, что возвращаться буду как раз левой короткой дорогой. Примерно через полтора километра пути с хорошо наезженной дороги налево уходит неприметная дорожка, которая через т.н. Геологическую стлань кратчайшим путём выведет на Храповской кордон и далее станцию Полдневая. Полностью разрушенный мост и сгнившая стлань конечно для квадроцикла не помеха, но я после недолгих раздумий все-таки повернул направо, решив не лишать себя удовольствия побывать на Хрустальном пруду. Вдоль дороги по правую сторону местами сохранился забор и развалины строений существовавшей четверть века назад фермы пятнистых оленей. Плотина Хрустального пруда оказалась местами занятой техникой и биваками рыбаков, утренняя зорька ещё не закончилась, и все рыбаки находились на воде.
Справка: Пруд Хрустальный имеет площадь водного зеркала 0,5 кв.км. Введён в эксплуатацию в 1983 году. В своё время был зоной закрытой для общего пользования. Предназначался для рыбалки и охоты VIP – персон Свердловского обкома и облисполкома, находился под непосредственным патронажем председателя исполкома Морщакова Фёдора Михайловича. В 90-е годы прошлого столетия утратил свой статус, номинально числился в ведении ЖКХ г. Каменск-Уральский. Качественно выполненный в своё время саморегулирующий затвор позволяет до сих пор без обслуживания и ремонтов эксплуатировать водоём. Рыболовов привлекает своей труднодоступностью и хорошей спортивной рыбалкой на спиннинг.
Переехав реку Полдневая Сысерть по дамбе пруда я продолжил маршрут вокруг водоёма и Морошечного болота к заброшенному охотничьему кордону Храповской. Кордон произвёл удручающее впечатление. Заросли крапивы и Иван-чая стеной стояли в человеческий рост. С трудом отыскал развалины последнего строения и небольшую закопушку в которой можно найти мелкие альмандины. А всего четверть века назад на этом месте кипела лесная жизнь, и всех приветливо встречал старинный самовар последнего хозяина кордона Жиляева Сергея Ивановича. От кордона можно подняться на вершину горы где расположены удивительной красоты скалы, но маршрут предстоял далёкий, и от созерцания скал и окрестностей пришлось отказаться во имя вершины Карабайки.
Продолжив движение по распадку между горами вдоль безымянного ручья, поднялся на гребень водораздела между реками Северная и Полдневая Сысерть. В этом месте на гребне находится развилка дорог, левая дорога выведет к заброшенному кордону Хвощи, а правая к такому же кордону Орлы на берегу Северной Сысерти.
Удручающая панорама заброшенного Орловского кордона скрашивается журчанием реки и красочным видом на гору Орлову. Дальнейшая дорога представляла собой живописный участок вдоль Северной Сысерти. Слева журчали каменистые перекаты, справа возвышался склон довольно высокой горы, незаметно перевалив которую оказываешься в долине небольшой речушки со странным названием Скипидарка. Достигнув истока этой небольшой речушки, попадаешь на широкую просеку ЛЭП, которая служит границей между Сысертским и Полевским районом. Просека незаметно переходит в обширную старую вырубку, границ которой не видно это гора Скипидарная, где в восьмидесятых годах прошлого столетия велась сплошная вырубка леса.
Последующая дорога с небольшими подъёмами и спусками особенно ни чем не примечательна, за исключением того что за очередным подъёмом ты оказываешься уже в европейской части России. Граница между Европой и Азией, тут не отмечена ни какими знаками, и определяется лишь по карте или навигатору. На подъезде к Полдневой станции, справа возвышается гора Межреченская, которая получила своё название по расположению между двумя речками Каменка и Стебенёвка.
Станция Полдневая, от которой Павел Бажов с товарищем, когда то начал свой пеший путь выглядела на первый взгляд тихой и безжизненной, но на самом деле жила своей размеренной провинциальной жизнью. Через весь населённый пункт также размеренно и не спеша несла свои воды река Полдневая Чусовая. Изучив карту и местность, я пришёл к выводу, что дальнейший путь, если следовать описанию сказа лежит по единственной асфальтированной дороге на Верхний Уфалей, которая приведёт к озеру и горе Карабайка.
Окружающий пейзаж полностью соответствовал описанию Бажова, разве что остаётся добавить, что на подъёме после Плешковской степи и одноимённой речки ты опять оказываешься в Азии и на исходе длинного спуска проезжаешь деревню Каменушка, о которой Бажов умалчивает, видимо по причине её отсутствия в те времена. Свернув на перекрёстке согласно дорожного указателя в сторону Верхнего Уфалея, через четыре километра пути оказываешься на берегу долгожданного озера Иткуль.
озеро Иткуль (вид на г. Карабайка)
Продолжая путь в сторону горы Карабайка, дорога поначалу еле заметно, а потом всё круче и круче стала подниматься на Буркальские горы вдоль одноимённой речки. Почти достигнув вершины перевала, свернул на дорожку, ведущую на одну из немногочисленных баз отдыха и продолжил неспешное движение в поисках ручья, от которого нужно было начинать подъём к вершине горы. Миновав ручей и преодолев подъем, я свернул в сторону вершины, придерживаясь траверсы хребта.
Склоны горы с северной стороны представляли собой довольно чистый преимущественно смешанный лес. Изредка попадались очень старые деревья великаны и небольшие завалы, преграждавшие путь, местами встречались каменные россыпи, полностью заросшие растительностью. Подъем, как ни странно занял двадцать – двадцать пять минут и я оказался на вершине полностью заросшей молодым лесом. От триангуляционной вышки остались еле заметные останки и чугунная марка, обзора с вершины совершенно никакого небыло. Сквозь густую листву озеро еле угадывалось в восточном направлении.
Вершина г. Карабайка
Закончив обследование вершины, уже было хотел тронуться в обратный путь прежней дорогой, как моё внимание на южном склоне привлекло еле заметное строение. Строение оказалось заброшенным сараем, который, по всей видимости, несколько лет назад использовался лесорубами, так как не в далеке угадывалась обширная вырубка. Я принял решение выехать на выруб и найти дорогу, по которой вывозили лес, судя по карте в сторону села Сельки. Ехать по дороге всегда лучше, чем по бездорожью. Спустя минут десять понял, что глубоко заблуждался, представляя лёгкий путь по старой дороге. Южный и юго-западный склон горы представляли сплошные джунгли, чередующиеся заросшими вырубками, двигаться среди которых можно было только по лесовозной дороге, которая больше напоминала полосу препятствий, чем дорогу. Только спустя минут сорок я выехал на уфалейскую дорогу и сразу стал привлекать внимание редких проезжавших водителей, так как вместе с квадроциклом представлял двигающийся ком грязи. Раздумий не было, пришлось ехать на помывку в сторону озера ожидая встретить на дороге стэллу обозначающую евразийскую границу.
Спуск с водораздельного хребта занял немного времени, на одном из поворотов моему взору открылась впечатляющая панорама части озера. Стелы указывающей на границу между Европой и Азией, к сожалению, так и не встретил, возможно, что на данной дороге она попросту отсутствует. Проехав немного вдоль побережья, местом для стоянки и купания выбрал лужайку, переходящую в скальный выступ возле деревни Даутово.
Смывая грязь лесных дорог горы Карабайка в прозрачной воде озера, подвёл итоги путешествия. За полных пять часов с небольшим хвостиком удалось пройти намеченный маршрут, не оправдались ожидания вида озера с вершины, и не нашлась пограничная стела, но впереди ещё предстояла дорога в Сысерть и встреча с Сысертским озером. Можно было продлить маршрут вдоль Иткуля и посмотреть известнейшую достопримечательность Шайтан-камень, но находится он на противоположном южном побережье. Бензина в моём баке, к сожалению, оставалось не достаточно для удлинения маршрута, если учесть что ближайшая АЗС находится на расстоянии километров двадцать.
Прямая как стрела грунтовая дорога от деревни Даутово в сторону Сысертского озера вывела меня к подсобному хозяйству Екатеринбургского авиазавода. Вдоль дороги с левой стороны тянулся, казалось нескончаемый сетчатый забор. Мелькающее однообразие сетки и столбов вдруг резко преобразилось, когда в болотистой низине за забором метнулось настороженное стадо пятнистых оленей. По поведению животных было видно, что к человеку они привычны, но незнакомый человек и звук техники заставили их насторожиться. Съехав в противоположный кювет, и пешком обойдя оленей, я затаился в кустах.
Немного успокоившись, олени продолжили водопой и стали неспешно пастись на лужайке. Моё ожидание оправдалось я смог сделать несколько отличных фотоснимков и снять животных на видеокамеру. Нужно отметить, что вели они себя очень осторожно и с любопытством реагировали на щелчки затвора фотоаппарата, пытаясь выяснить источник незнакомого звука.
Сысертское озеро встретило меня полным штилем и тишиной, на воде было несколько рыбачьих лодок. Небольшая группа рыбаков с комфортом устроившись на дощатом пирсе за раскладным столиком, неспешно трапезничали, обсуждая утреннюю рыбалку и планы на вечернюю зорьку. Ни каких поборов и ограничений как в прежние годы ни кто не вводил, охранники строящихся корпусов заводской базы с интересом разглядывали квадроцикл и к вопросам рыбалки относились безразлично. Двое рыбаков узнав что я держу путь в Сысерть просили передать привет общим знакомым и предупредили, что несколько дней назад на дороге возле речки Вторая Губанка видели медведя. Спустя полчаса, когда я внимательно разглядывал дорогу возле бобровой плотины на реке, действительно увидел старые медвежьи следы. Видимо мишка, обходя бобровый пруд посуху, вышел на дорогу, вдоль которой бобры устроили своё сооружение, и был замечен рыбаками.
Дальнейший путь по лесной Иткульской дороге был особенно ни чем не примечателен, за исключением разве что большого количества подосиновиков которые росли в молодом осиновом подлеске не доезжая кордона Плита, где я и замкнул кольцо своего маршрута. Трек маршрута можно посмотреть на карте ниже.
А.М.Минин
август 2009г.